Бертольд Брехт


     Немецкий писатель Бертольд Брехт (1898-1956) это, возможно, величайший немецкий драматург первой половины двадцатого века. Его работы обычно считают противоположными к его революционной теории и политическим взглядам.

     Родился Бертольд Брехт 10 февраля 1898 года в Аугсбурге. Сон дельца-католика, Брехт, однако, был воспитан в материнской, протестантской вере. В 1917 году он поступил в Мюнхенский университет, чтобы учиться философии и медицине. В 1918 году он уже работал врачом в военном госпитале в Аугсбурге. Вся жуткость этого опыта только утвердила его ненависть к войне и укрепила симпатию к неудавшейся социалистической революции 1919 года.

     В 1919 году Брехт возвращается к своей учебе, но вовлекается все больше в написание пьес. Его первой полноформатной пьесой был «Ваал» (Baal, 1922) и «Барабаны в ночи» (Trommeln in der Nacht, 1922). В сентябре 1922 года «Барабаны в ночи» были представлены в Мюнхенском камерном театре, где Брехт служил штатным драматургом.

     Ранние пьесы Брехта, включая «Джунгли города» (Im Dickicht der Stadte, 1923) являются работами, где он постепенно освобождается для экспресионстическихх веяний авангардного театра того времени, особенно в своем идеализме. Он пародирует и высмеивает сентименты и визуальный оптимизм своих предшественников, но применяет их технические решения. «Ваал» изображает брутализацию всего прекрасного, как это чувствует выпивший бродяга. В «Барабанах в ночи» - драме о вернувшемся солдате, герой отрекается от возможности славной смерти на баррикадах, предпочитая этому любовные отношения с женщиной. «Джунгли города» описывают возможность духовной свободы и протестует против первичности материалистических ценностей. В этих двух пьесах Брехт делает ударение на искусственности театральной среды.

     В 1924 году Брехт переезжает в Берлин и следующие 2 года трудится в качестве драматурга для немецкого театра Макса Рейнхарда. Его комедия «Человек есть человек» (Mann ist Mann, 1926) изучает социальные условия, которые превращают ирландского упаковщика в пулеметчика, и показывает более интеллектуальный стиль. К 1926 году Брехт занялся серьезным изучением марксизма. Также в это время режиссер Эрвин Пискатор начал учить его техникам экспериментального театра.

     Брехт сотрудничал с композитором Куртом Вайлем в «Kleine Mahagonny», музыкальной пьесе, написанной для фестиваля в Баден-Бадене 1927 года. Затем они вместе написали «Трехгрошовую оперу» (Die Dreigroschenoper, 1928), которая с триумфом прошла в Берлине 31 августа 1928 года. Это была первая работа, которая сделал Брехта известным.

     Брехт построил «Трехгрошовую оперу» на переводе «Бедняцкой оперы» английского драматурга Джона Гея, вышедшей в 1728 году. Адаптировав и модернизировав оперу Гея, Брехт оставил основные моменты сюжета, но добавил сатирическую нотку со своей лирикой. aЭто первая работа, где он демонстрирует собственный язык – смешение бытового и уличного, марксистского и псевдо-библейского словаря с остроумие кабаре и лирическим пафосом – все вместе держалось огромной силой пародии. Брехт не скупился в источниках, среди них были и Франсуа Вильон и Редьярд Киплинг, но этот явный плагиат покрыт толстым слоем острой пародии.

     Брехт написал еще несколько пьес с музыкальным сопровождением при участи Вайля, а также с Полем Хиндемитом. Среди них известными являются «Подъем и падение города Махагони» (Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny, 1929) и «Дидактическая баденская пьеса: о приличии» (Das Badener Lehrstuck vom Einverstandnis, 1929). В «Принятых мерах» (In Die Massnahme, 1930), Брехт публично поддерживает коммунистическую доктрину и неохотно соглашается с необходимостью исключения ошибающихся членов партии. Любовь драматургша к пародии иллюстрируют также «Исключение из правил» (Die Ausnahme und die Regel, 1930) и «Святая Джоанна со скотного двора» (Die heilige Johanna der Schlachthofe, 1932), где девушка из армии спасения страстно желает спасти души чикагских капиталистов.

     С 1933 по 1948 год Брехт находился в изгнании, сначала в Скандинавии, потом в СССР, а после 1941 года – В Америке. В 1933 году его книги были среди издании, сожженных в Берлине. Он продолжил писать в отъезде и в 1936 году закончил «Круглоголовых и остроголовых» (Die Rundkopfe und die Spitzkopfe) и «Страх и нищенство третьего рейха» (Furcht und Elend des Dritten Reiches), которые в прямом смысле критиковали гитлеровский режим.

     В 1939 году «Жизни Галилея» (Leben des Galilei) открыла целый ряд великих пьес Брехта, за ней последовали «Мамаша Кураж» (Mutter Courage, 1939), «Добрый человек из Сезуана» (Der gute Mensch von Sezuan , 1941) и «Кавказский меловой круг» (Der kaukasische Kreidekreis, 1943). Другими важными работами этого периода являются «Господин Пунтила и его слуга Матти» (Herr Puntila und sein Knecht Matt, 1941) и «Карьера Артуро Уи, которого могло не быть» ( Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui, 1941).

     Эти пьесы демонстрируют силу и глубину Брехта, как драматурга и его высокую степень независимости, и даже опережения теоретических принципов. «Мамаша Кураж» это серия сцен из жизни во времена тридцатилетней войны, которую обычно подвергают кривотолкам из-за ошеломляющего портрета главного героя, к которому обращены симпатии зрителя. Но главной задачей Брехта является показать губительную тягу Мамаши Кураж сотрудничать с режимом, что приведет к погибели ее семью.




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм