Альбер Камю


     Французский романист, эссеист и драматург Альбер Камю (Albert Camus, 1913-1960) был озабочен философскими проблемами значения жизни и человеческого поиска ценности в мире без Бога. Его работы отличаются умерренностью и толерантностью.

     С Альбером Камю можно провести параллель с двумя более поздними французскими писателями: Андрэ Малруа и Жан-Полем Сартром, как авторами, кардинально отходящими от буржуазной новеллы. Как и они, он меньше интересовался психологическими анализом. Камю разработал концепцию абсурда, которая и стала основной темой большинства его ранних работ: абсурд это нечто между человеческим желанием и миром счастья, управляемым справедливостью и порядком, мир, который он может понять сугубо рационально. С другой стороны, настоящий мир хаотичен и иррационален, он становится причиной страданий и бессмыссленных смертей. Вторая ступень мысли Камю, проистекающая из первой, гласит о том, что человек не должен просто принять абсурдную вселенную, но ему следует против нее бороться.

     Камю родился 7 ноября 1913 года, в Мондови, Алжире, который тогда был частью Франции. Учится он начал только благодаря помощи окружающих, поскольку его детские годы прошли в нищете. Он оказался прекрасным студентом философии, который так же интересовался спортом и драматургией. Еще будучи студентом он основал театр, которым управлял и в котором играл в пьесах. В 1938 году он стал журналистов. Первыми его опубликованными работами были сборники эссе о смысле жизни и радостях бытия: «L'Envers et l'endroit» (1937; «Изнанка и лицо») и Noces (1938; «Брачный пир»).

     С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года Камю признали негодным к военной службе. В последующие годы он переехал в Париж, где завершил свой первый роман «L'Etranger» («Посторонний»), который был опубликован в 1942. Тема романа нашла воплощение в клерке Мерсо, который является рассказчиком и главным героем. Мерсо является посторонним во всех проявлениях человеческого мира. Вся ситуация символизирует абсурдную природу жизни, который подчеркивается абсолютно простым и бесцветным стилем изложения.

     Во время немецкой оккупации Камю не смог найти работу во Франции и в 1941 году вернулся в Алжир, где закончил свою следующую книгу «Le Mythe de Sisyphe» («Миф о Сифизе»), опубликованную в 1942 году. Это философское эссе о природе абсурда, воплощенного в мифическом персонаже Сизифа, обреченного вечно катить тяжелый камень на скалу только для того, чтобы он вновь скатился вниз. Сизиф становится символом человечества, и его постоянные труды облекаются в трагическое величия.

     В 1942 Камю возвращается во Францию и присоединяется к группе сопротивления. Он становится подпольным журналистом и пребывает в этом статусе до 1944 года, когда становится редактором сопротивленческой газеты «Combat». В это время ставятся две его первых пьесы: «Le Malentendu» («Недоразумение») в 1944 и «Caligula» («Калигула») в 1945. Снова его основной темой становится бессмысленность жизни и предрешенность смерти. Еще две пьесы – «L'Etat de siege» («Осадное положение») и «Les Justes» («Праведные»), появились в 1948 и 1950, после чего Камю адаптировал для постановки еще семь своих пьес.

     В 1947 году Камю написал свой второй роман – «La Peste» («Чума»). Здесь, описывая выдуманную эпидемию бубонной чумы в алжирском городе Оран, он снова рассуждает над темой абсурд, представленную бессмысленностью жизни ввиду страданий и смерти от чумы. Но, с другой стороны, здесь сильно проработана тема сопротивления. Человек не может страдать пассивно. Его герой – доктор Рье объясняет идеал честности: хранить свою целостность, сражаясь против эпидемии изо всех сил, даже если это не принесет успеха. На одном уровне роман можно понять как художественную подачу немецкой оккупации Франции, но в более широком смысле это символический призыв к борьбе со злом и страданиями.

     Следующей важной книгой Камю стала «L'Homme revolte» (1951, «Бунтующий человек»). Это эссе посвящено политическим и философским проблемам. В этой книге автор говорит о том, что человек не должен терпеть абсурдность мира, но в то же время делает четкое разграничение между борьбой и революцией. Революция, с его точки зрения, служит для того, чтобы разрушать. Камю же призывает к борьбе – более индивидуальной форме протеста. Для Камю цель никогда не оправдывает средства. «Бунтующий человек» стал предметом размолвки Камю и Сартра, который в то время придерживался идеи необходимости коммунистов.

     В начале пятидесятых годов Камю вернулся к своей страсти к театру и до 1956 года не опубликовал больше ни одной книги. После долгого перерыва появилась «La Chute» («Падение»). Роман состоит из монолога бывшего юриста Клеменса, который сидит на берегу моря в Амстердаме и иронически комментирует жизнь. Его моральный кризис начинается тогда, когда он не смог спасти женщину, покончившую жизнь самоубийством, спрыгнув с моста в Париже, после чего он оставил карьеру и уехал в Амстердам. Это падение и заставляет видеть жизнь в сатирических пессимистичных тонах.

     В 1957 году Камю получает Нобелевскую премию по литературе. Тогда же он публикует сборник коротких рассказов «L'Exil et le royaume» («Изгнание и царство»). Он погружается в работу над четвертым романом и занимается театром в Париже, когда в 1960 году погибает в результате автомобильной аварии. Уже после смерти выпускается несколько томов «Carnets» («Записки»).




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм