Русский модернизм


Он составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Подобно религиозному ренессансу, модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой роли.

Он выступил одновременно и против утилитаризма в подходе к искусству, и против академизма. Считал, что при утилитаризме искусство растворяется в какой-либо внехудожественной и внеэстетической полезной функции: оно должно просвещать, воспитывать, обучать, вдохновлять на великие дела и поступки и тем самым оправдывать свое существование; а при академизме оно перестает быть живым, теряет свой внутренний смысл.

Модернизм был призван для того, чтобы искусство уходило от этих двух крайностей. Оно должно быть "искусством для искусства", "чистым" искусством. Назначение модернизма заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приёмов и средств самовыражения. Модернизм способен отразить весь внутренний духовный мир человека, всю сферу его чувств и страстей, его интимные переживания и мысли.

Русский модернизм имеет заметные отличия от русского религиозного ренессанса. Если религиозный ренессанс тяготел к славянофильству и был озабочен поиском и сохранением русской самобытности, то русский модернизм охватывал европеизированную часть русской интеллигенции.

Русский модернизм — явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры. Зрели вопросы дальнейшего развития русской литературы, необходимо было решить, как минимум, три важнейшие проблемы: отношение к традициям русской литературы, определение новизны содержания и формы, определение общего эстетического мировоззрения. Появилась необходимость, цитируя Валерия Брюсова, «найти путеводную звезду в тумане». В особенности это касается русского символизма, возникшего под прямым влиянием западного символизма. Как и западный, русский модернизм отмечен декадансом, упадничеством. Многие его представители увлекались мистикой, магией, оккультизмом, модными религиозными сектами. Русский символизм заявил о себе настойчиво и внезапно. В 1892 году в журнале «Северный вестник» была опубликована статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе», и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В реализме, этом «художественном материализме» Мережковский видит «причину упадка» современной литературы.

В 1894-1895 годах В. Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», и то, что казалось разрозненным и случайным, получило организационное оформление. К концу 90-х годов журнал Сергея Дягилева «Мир искусства» и организованное Брюсовым издательство «Скорпион» образуют прочную основу для деятельности модернистов. Сборники стихов Бальмонта и Брюсова встречают широкое признание, поколение так называемых «старших символистов» осознается как сформировавшееся и весомое художественное направление.

В целом русский модернизм представляет собой сложное, разнородное и противоречивое явление.

Русский модернизм имеет своих отечественных предшественников. Первым и главным среди них является А. С. Пушкин - родоначальник русской классической словесности, вы­двинувший в свое время четкую установку: "Цель поэзии - поэзия". Сам он не слишком строго следовал данной установке, его творчество органически сочетало в себе высокую художественность с активной вовлеченностью в реальную жизнь.

После А.С. Пушкина тенденция к тесной связи искусства с жизнью усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл Н. В. Гоголь,который рассматривал искусство как способ переустройства жизни, способ воздействия и преображения действительности. Концепция Н. В. Гоголя оказала определяющее воздействие на последующую литературу, главным направлением в которой был реализм. Об этом свидетельствует известное выражение, которое разделяли многие русские писатели: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".

Наряду с главным направлением в поэзии существовала тенденция, которая стремилась оградить литературу от повседневности и обыденности, прозаических сторон жизни, наполнить ее смысл тонкой образностью, высокой художественностью, подлинной духовностью, светлыми и благородными порывами. Эту тенденцию поддерживали К. И. Батюшков, Ф. И. Тютчев, А, А. Фет, в 80-е годы девятнадцатого века она заметно ослабла и шла к своему угасанию. Именно эту тенденцию решил поддержать и продолжить русский модернизм в лице символизма, акмеизма и некоторых других течений.

Представители творческой интеллигенции, подвергая критическому осмыслению существовавшие ранее художественные принципы, искали иных способов освоения мира. Одни верили, что могут обрести непосредственный, ничем не осложненный взгляд на натуру. Пренебрегая анализом общественных отношений и сложностью человеческой психики, они открывали «тихую поэзию повседневности». Другие концентрировали в художественном образе накал чувств и страстей людей нового века. Предчувствие у многих воплощалось в символах, порождавших сложные ассоциации. Все это были разные способы постичь мир, раскрыть в нем художественную правду, за явлением распознать сущность, за малым увидеть всеобщее. Эти поиски отчасти воплотились в символизме.

Читайте далее:




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм