Поль Валери


     Амбруаз-Поль-Туссен-Жюль Валери (30 октября 1871 – 20 июля 1945) – французский поэт, эссеист и философ. Сфера его интересов была настолько широкой, что его спокойно можно назвать человеком с энциклопедическими знаниями. Кроме художественной литературы (поэзии, драмы и диалогов) он написал также множество эссе и афоризмов по поводу искусства, истории, эпистолярного жанра, музыки и современных ему событий.

     Отец Валери был корсиканцем, мать – родом из Генуи. Родился он в Сете – городке на побережье Средиземного моря, но воспитывался в Монтпелье – более крупном населенном пункте неподалеку. После получения традиционного римо-католического образования, он изучал в университете право, а затем переехал в Париж, где он посещал кружок Стефана Малларме.

     Валери поздно стал посвящать все свое время писательству (приблизительно в возрасте пятидесяти лет), когда человек, чьим личным секретарем он работал, Эдуард Лебей, умер от болезни Паркинсона в 1920 году. До того Валери сначала короткий срок зарабатывал себе на жизнь в министерстве военных действий, а потом уже получил относительно свободное место, как помощник Лебея. Здесь он проработал около двадцати лет.

     После выбора во Французскую академию в 1925 году, Валери стал неутомимым публичным оратором и интеллектуальной фигурой во французском обществе, разъезжая по Европе и читая лекции на культурную и социальную тематику, равно как принимая официальные места, которые ему регулярно предлагал восхищенный народ. Он представлял Францию по культурным вопросам в Лиге Наций, трудясь сразу в нескольких комитетах. «Взгляд на разум» (1989) это сборник десятков эссе в английском переводе, которые появились как раз-таки в результате этих трудов.

     Он зачитывал основной доклад на национальном праздновании в 1932 году столетнего юбилея Иоганна Вольфганга фон Гете в Германии. Лучшего оратора трудно было и выбрать, так как Валерии разделял восхищение Гете наукой, в особенности биологией и теорией света.

     Кроме своей активной деятельности, как члена Французской академии он также был членом Академии наук в Лиссабоне и национального фронта писателей. В 1937 году его назначили главным управляющем учреждения, которое впоследствии стало университетом Ниццы. Он также является владельцем поэтического кресла в Колледж дю Франс.

     Во время Второй мировой войны, режим Виши поспособствовал его уходу с некоторых из этих мест, а также появлению проблем, так как он довольно ясно отказался сотрудничать с режимом и немецкими оккупантами. Но даже в эти трудные годы Валери продолжил публиковаться и проявлять активность в культурной жизни Франции, особенно как член Французской академии.

     В 1900 году он женился на Жанни Гобиллар, друге семьи Малларме, которая, кроме того, была племянницей художника Берта Моризо. У них было трое детей: Клод, Агата и Франсуа. Валерии умер в Париже в 1945 году и похоронен на кладбище родного Сете, кладбище, о котором он упоминает в своем известном стихотворении «Кладбищенское море» (Cimetiere marin).

     Валерии хорошо известен как поэт, его иногда приводят в пример как последнего из французских символистов. Он издал чуть меньше сотни стихов и ни один из них не привлекал внимания до 1917 года, пока он не написал в сорокашестилетнем возрасте «Юную парку» (Jeune Parque). Этот малоизвестный, но необычайно музыкальный шедевр, состоящий из512 александрийских стихов в рифмованных парах, потребовал четыре года, чтобы стать оконченным произведением, но мгновенно укрепил славу поэта. Стих приняли во Франции как величайшую французскую поэму двадцатого века. Название его определяет дальнейшее направление поэмы – она относится к самой младшй из трех Парок (римские божества судьбы), хотя связь с этим божеством является зыбкой и неясной. Написана поэма от первого лица, и представляет собой внутренний монолог молодой девушки, созерцающей жизнь и смерть, союзы и раздоры, любовь и одиночество в пейзаже, где доминируют море, небо, звезды, скалистые склоны и рассвет. Здесь уже можно увидеть связь с «Кладбищенским морем», где также имеет место подобное раздумие на такие темы на берегу моря. До «Юной парки» Валери публиковал только диалоги, статьи, несколько стихов и исследования, посвященные Леонардо да Винчи. В 1920 и 1922 году он издал два тоненьких сборника поэзии. В первом – «Альбоме древних стихов» (Album des vers anciens), были маленькие, но блестяще написанные поэзии прошлых лет, которые выходили по одной до 1900 года. Во втором – «Кармины» (Charmes) от слова «кармина» - песня, было и “Кладбищенское море», а также несколько других, очень ярких по своей форме стихов. Это сборник окончательно утвердил репутацию Валерии как великого французского поэта.




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм