Сэмюэл Беккет


     Сэмюэл Беккет (1906-89) – уроженец Ирландии, драматург и романист, лауреат Нобелевской премии 1969 года. На вопрос, почему он решил писать на французском, Беккет ответил, что так проще писать без стиля. Сам по себе он не признавал стиль, будучи очень начитанным ирландцем, глубоко проникнутым французской и итальянской литературой, чьи амбиции подпитывались личным знакомством с Джеймсом Джойсом (чьим секретарем он был). Проживя очень яркую молодость в протестантской семье, он отправился по проторенной дорожке в Троицкий колледж в Дублине, а затем, после визита в Париж, вернулся сюда уже как лектор. За два года он окончил академию, оставив после себя экстраординарную монографию о Прусте (1931).

     Вновь вернувшись в Париж после поездки в Лондон, он наконец, решил приобрести постоянное место жительства. Там Беккет присоединился к кружку Джойса, и зарабатывал на жизнь переводами, а также писал поэзию («Кастаньеты эхо», 1935) и прозу «Болше лает, чем кусает (More Pricks than Kicks, 1934) и «Мэрфи» (Murphy, 1938). Даже более маргинальный и аутсайдерский герой «Ватта» (Watt, 1953) заражен языковой болезнью и ему становится все труднее сопоставлять слова с вещами. «Ватта» Беккет написал в период оккупации, находясь инкогнито в Провансе, после борьбы на благо сопротивления. Это была его последняя книга на английском.

     По возвращению в Париж для Беккета наступил плодотворный период. Но писать на чужом языке означает отказаться от легких стилистических побед, поэтому ранние французские произведения у него проникнуты чувством потерянности. Но отказ от английского послужил освобождением для Беккет, после «разогревочного» написания коротких рассказов и двух романов (включая «Мерсье и Камье», фр. Mercier et Camier), экстраординарный творческий гений писателя породил «Моллой» (Molloy, 1951), еще два романа и его первый театральный шедевр «В ожидании Годо» (En attendant Godot, 1952).

     Трилогия, начатая «Моллоем» представляет собой середину зрелых работ Беккета, где впервые реализованы все его крупнейшие темы и мотивы: язык и идентификация, бесцельность и бродяжничество, физическое разрушение и изобретательность ума. Динамичность повествования и сама подача историй попадает в фокус «Моллоя», а затем переходит по цепочке в «Малон умирает» (Malone meurt, 1953) и «Безымянный» (L'Innommable, 1953).

     Превалирование монологов в произведения Беккета еще более наглядно продемонстрировано в «Как оно есть» (Comment c'est, 1961) – это помогает объяснить движения с театральной экспрессией. В «В ожидании Годо» он изъясняется парами, выдвигая на передний план сначала двух мужчин, затем еще двух, а во втором акте переигрывая первый. Так Беккет становится ведущей фигурой нового французского театра абсурда. Наряду спроизведениями Ионеско и Дженета, его пьесы открывают внутренний мир человека, используя театральный аспект: повторяющиеся представления, разделительная линия между сценой и аудиторией, действие на сцене – все это средства реализации его видения. Линейный сюжет замещается формой: И «Годо» и «Конец партии» (Fin de partie, 1957) заканчиваются так же, как и начинаются, следуя замыслу великого драматурга.

     Если влияние театра Беккета, возможно, и более существенно, нежели у его собратьев-драматургов, то большей частью потому, что его пьесы имели больший резонанс, нежели у его коллег. Некоторые комментаторы воспринимают его как зацикленного и мрачного писателя, хотя реакция публики обычно говорит о другом, так как она смеется и оценивает шутки и остроты, воспринимает чудеса, которые творит сценический гений Беккета и проникается миром человеческих эмоций. Простые ситуации: ожидание исполнения обещанного или предвкушение конца становятся призмами, через которые одиночество и зависимость, доминирование и агрессия, ностальгия и разочарование, стоицизм и слабость отображаются очень тонкими путями. В более поздних пьесах наблюдаем незабываемые образы: Винни весело щебечущего, будучи наполовину погребенным в песке (Oh les beaux jours, 1963); внутренний треугольник, заключенный в урны (Comedie, 1963)— это все фокальные точки сосредоточения индивидуального сознания.

     Беккет всегда избегал литературной известности, но работал тесно с актерами и режиссерами, которыми от души восхищался (Меделин Рено, Блин, Джо МакГоуэн, Билли Уайтлоу), активно принимая участие в постановке своих пьес. Его более поздние работы в прозе и драме были работами минималиста, который сжимает и отбирает искусство – эту тенденцию он соблюдал, когда вновь начал писать на английском и когда переводил с английского свои произведения на французский.

Сэмюэл Беккет




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм