Луи Арагон


     Луи Арагон (1897-1982) – основополагающий участник сюрреалистического движения и самый известный коммунистический писатель Франции; поэт, романист и журналист. Он родился в Париже, как незаконнорожденный сын Марагриты Тука и Луи Андрие, депутата и бывшего префекта полиции, посла Испании, который назвал сына гордым именем Арагон. Поиски законности и самоидентификация стали основными темами его работ. После блестящего обучения в школе в Нейли и лице Карно, когда он показал свой неоднозначный литературный талант, он стал студентом-медиком в 1916 году, и познакомился с Андрэ Бретоном, посещая курсы в Валь де Грас в 1917. Он отличился на войне и был награжден крестом, служил в оккупированной Германии вплоть до демобилизации 1919 года.

     Первый крупный период его литературной ставшего флагманом французского авангарда. Сначала близкий к дадаизму, Бретон разорвал отношения с Цара в 1921 и решил заняться сюрреализмом. Работы же Арагона двадцатых годов представляют собой самые полные и новейшие произведения авангарда. Романы, такие как Anicet ou le Panorama (1921) и «Приключения Телемаха» (Les Aventures de Telemaque, 1922) используют множество фантастических персонажей для стилизации, в то время как стихотволрения «Фея радости» (Feu de joie, 1921) и «Непрерывное движение» (Le Mouvement perpetual, 1926), сделаны в стиле коллажа, которой потом станет типичным для его работ. В общем, «Парижский крестьянин» (Le Paysan de Paris, 1926), предлагающий фантастический взгляд на город, стал классическим текстом сюрреализма. Теоретические основы сюрреализма, как его понимал Арагон заложены в жестком полемическом эссе «Трактат о стиле» (Traite du style, 1928).

     В 1927 году Арагон вступил во французскую коммунистическую партию, все еще веря, что сюрреализм может стать революционным движением, но его встреча в 1928 году с Эльзой Триоле, которая стала ему близким человеком на всю оставшуюся жизнь, приблизила его к Советскому Союзу и несколько изменила его взгляды. После возвращения с конгресса революционных писателей в Харькове в 1930 году, Арагон увидел, что сюрреализм и коммунизм больше не совместимы, и этот вывод окончательно остановил его отношения с Бретоном в 1932 году. В тридцатых годах Арагон работал в аппарате французской компартии как журналист, организатор и писатель. Писал он для газет еще с начала 20-х, но постоянным журналистом L'Humanite стал только в тридцатых годах. С 1937 он стал директором коммунистической ежедневной газеты «Ce soir», и занимал этот пост до 1939 года, пока газету не запретили. Он перешел от сюрреализму к соцреализму, но не отбросил свои новаторские техники. Таким образом, стихи Hourral l'Oural (1934) показывают значимый возврат к традиционной поэтичной форме, а романы, составляющие цикл Monde reel— Les Cloches de Bale (1934), Les Beaux Quartiers (1936), and Les Voyageurs de l'Imperiale (1942)не выходят за рамки коллажей.

     В сороковых годах начинается третья основная фаза творчества Арагона. Он героически сражался в битве под Францией, и после поражения учавствовал во многом в становлении интеллектуального сопротивления. В этот период рождаются одни из лучших его поэзий Cantique a Elsa (1942), Les Yeux d'Elsa (1942), En francais dans le texte (1943), и «Французская Диана» (La Diane francaise, 1945), в которых мастерство лирических форм позволяет Арагону уравнять любовь к женщине с любовью к родине и торжествовать над немцами. После войны он остался невостребованным коммунистическим писателем, несмотря на это партия не утвердила такие его работы, как роман Aurelien (1944), невзирая на ее классический ортодоксальный характер. При этом он продолжил занимать ключевые журналистские посты в партии: в 1947 году он стал директором «Ce soir» 1947, а с 1953 - директором «Les Lettres francaises», вплоть до его закрытия в 1972. В художественной литературе он закончил свой социалистический цикл сборником «Коммунисты» (Les Communistes, 1949-51). В пятидесятых-шестидесятых годах он продолжает издавать поэзию – «Эльза» (Elsa,1959) и Le Fou d'Elsa (1963), а также романы: La Semaine sainte (1958), La Mise a mort (1965), Blanche ou l'Oubli (1967), и последний сборник коротких рассказов Mentir-vrai (1980).

     Репутация Арагона делает его очень важной личностью для сюрреализма, особенно с его произведением «Парижский крестьянин», военные же поэзии к Эльзе подтверждают его статус самого крупного поэта лирика двадцатого столетия и самого важного поэта сопротивления.

Еще на тему:




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм